Присваивающее хозяйство —
хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты,
собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии
хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия
называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и
рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно
сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции,
требующей разнообразных технических навыков.
В силу естественного
разделения труда между полами собирательство было, как правило, женским
занятием. Уже при самом примитивном собирательстве применялись специальные
орудия (например, палка-копалка
у ряда племён, или специальная деревянная лопаточка для соскрёбывания со скал
моллюсков у тасманийцев
Производя́щее хозя́йство — хозяйство, где основным источником
существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
При переходе от присваивающего хозяйства к производящему
общество перешло от охоты
и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который
начался 12 — 10 тыс. лет назад. Лишь соединение растениеводства со
скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась
производительность труда и появилась возможность накопления избыточного
продукта: у земледельцев — зерна,
у ранних животноводов — скота.
С развитием земледелия и подвижного скотоводства постепенно возникает
социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры.
Неолитическая революция - исторический период перехода в эпоху неолита от
присваивающего к добывающему типу хозяйства, связанному с зарождением
скотоводства, животноводства, земледелия.
Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских поселений,
ремесел, письменности и рациональных знаний.
Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в
предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей,
радикально изменяя окружающую среду путем культивирования и хранения собранного
урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение
производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно
больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена,
появлению права собственности. И новых систем знания, которые позволяли
передавать их из поколения в поколение не только устно, но и письменно.
Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно
совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.
|